Эпоха Возрождения, или Ренессанс – это период в истории европейских государств, охватывающий XIV — XVI века. Название этой эпохи возникло в Италии, где еще в конце тринадцатого века оживился интерес к античной культуре, с ее гуманизмом, культом красоты и стремлением к познанию.

Средневековье, предшествовавшее эпохе Возрождения, характеризовалось доминированием церковной власти над светской, противопоставлением духа и материи, приоритетом религиозной веры перед разумом. Архитектура Средневековья – это устремленные ввысь готические храмы, живопись и скульптура – это условные изображения святых, лишенные правильных пропорций.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне.

Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Аскетизм и духовность Средневековья когда-то сменили распущенные нравы пришедшего в упадок античного общества. Но прошло несколько веков, и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Образцы античной культуры сохранились в Византии, и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Художники, архитекторы, артисты принесли в теплые южные города разноцветное жизнерадостное искусство, начало которого относилось к временам Трои и Афин. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Пришедшая в Европу новая эпоха характеризовалась гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, и не только ценностью его души, но также его тела и разума. Это соответствовало античным традициям, поэтому новые тенденции получили названия Возрождения, возвращения, повторения. Это название стало общим для всех стран, вовлеченных в процесс культурных перемен, хотя в северных краях и в России новые веяния не означали возвращения к истокам.

Распространение культуры Возрождения по Европе

Говоря об этой эпохе, имеют в виду страны христианской культуры. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах, и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии, и далее на север и восток, в православные земли. В России, во время правления Ивана Третьего, расцвело зодчество, и этому способствовало участие итальянских архитекторов. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья?

Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, не религиозных сюжетов в искусстве. Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.

Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.

Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса. Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.

Дворец дожей. Palazzo Ducale

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.

Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?

В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.

Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных. Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.

Ospedale degli Innocenti

Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.

Ospedale degli Innocenti. Оспедале дельи Инноченти

«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.

Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.

В настоящее время термин «Возрождение» превратился в метафору культурного расцвета

Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.

Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
  • Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.

 

Автор: Цурикова Инна

Похожие записи: