Впервые понятие «готика», в современном его понимании, применил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари. Она стала завершением развития архитектурного направления европейских стран в период Средневековья, придя на смену непрактичным и грубым постройкам романов в двенадцатом столетии, уступив место произведениям искусства Ренессанса в семнадцатом. В самом ее названии открыто читалось презрение к варварским сооружениям, не выдерживающим сравнения с зодчеством Древнего Рима.
Характеризующие присущие готике свойства
- Все узкие улицы города обязательно приведут вас к собору.
- Вытянутые вверх каменные конструкции.
- Видимый «скелет» строения.
- Ажурность отделки зданий.
- Тянущиеся к небу узкие окна с многоцветными витражами. Реже круглые проемы, несущие декоративную функцию.
- Двери, выполненные из дуба, украшенные ребристыми арками.
- Основными цветами готики являются желтый, красный, синий.
История готического стиля
Готика несет в себе религиозную тематику. Обращение к Богу, размышления о вечности, приходящей на смену бренному бытию. Поэтому и проявлялась она в основном в создании храмов, костелов, монастырей.
Основным отличием готической архитектуры является наличие узких высоких стрельчатых окон, украшенных великолепными цветными витражами, устремленных ввысь пиков и пилястров, присутствие изумительной внешней отделки различными элементами: вимпергами, архивольтами.
Этапы развития
Как и любой архитектурный период, готика включает следующие этапы своего развития:
- ранний;
- зрелый;
- поздний.
Представителем раннего готического стиля является французская церковь, спроектированная аббатом Сугерия. Собственно, с нее и началось шествие нового архитектурного веяния.
В свое время этот мужской монастырь был одним из самых влиятельных мест монархической Франции. Архитектурным приемом, отличающим эту церковь от романского зодчества, стало избавление от большого количества ненужных опор и колонн, что сделало строение более легким и утонченным.
Ярким примером маленьких построек в готике можно считать часовенку Сент-Шапель, располагающуюся на территории бывшего Королевского дворца на Сите. Ее длина всего лишь тридцать пять метров, а ширина – одиннадцать.
Несмотря на это, она гордо несет звание красивейшей церквушки, выполненной по всем канонам готической архитектуры. Ее узкие каменные стены украшены уникальными скульптурными декорациями, представляющими отдельную историческую и научную ценность.
Сама часовня состоит из двух частей разной высоты площадью около шестисот метров квадратных каждая. Нижняя часть отводилась для прислуги и гвардейцев короля, наверху располагалась вся королевская семья со своей многочисленной свитой. Здесь хранились все реликвии.
Три нефа нижнего этажа вмещали довольно много прихожан, а контрфорсы, плотно прилегающие к стенам, выдерживали распор центрового пролета. Верхняя часть часовни была связана ходом с королевскими покоями, через который высоко чтимая семья могла в любое время попасть в церковь. Огромную историческую ценность играют сохранившиеся в строении витражи тринадцатого века.
Говоря о готической архитектуре Франции, нельзя не вспомнить об известном Соборе Парижской Богоматери, описанном в известном произведении Виктора Гюго о любви и подлости, человеческой низменности и чистоте души.
Это уникальное творение является самой посещаемой достопримечательностью страны, приводя в восторг туристов своей неординарностью. Чего только стоят установленные на крыше горгульи, поражающие сознание великолепием форм и невероятной фантазией скульпторов.
Постепенно из Франции мода на готические сооружения распространилась по всей Европе, неся с собой возникновение невероятных по тем временам строений, которыми мы любуемся до сих пор.
В Англии это Вестминстерское аббатство, Кентерберийский собор.
Германия влечет любителей готики Мюнхенским и Кельнским соборами.
Далее была Италия со своим Флорентийским собором. Это просто произведение искусства, не поддающееся никакому словесному описанию. Смотреть на это строение и остаться равнодушным сможет разве что слепой. Да и то не выйдет.
Царящая здесь аура переполняет и вдохновляет на совершение значимых поступков. Бродя под его сводами, всматриваясь в написанные на стенах библейские тексты, невольно задумываешься о значимости деяний, совершенных в этой жизни, для последующего вечного существования.
Размах и внешний вид собора лишает на время дара речи. Ты просто стоишь, созерцаешь и молчишь, не находя слов, способных передать переполняющие тебя чувства.
Здесь готика быстро отошла в тень, уступив место периоду Возрождения, охватившему в дальнейшем все европейские страны. Основой готической архитектуры был принципиально новый метод возведения каркаса, позволявший отойти от цилиндрических форм, толстых стен, которые безбожно «крали» пространство и создавали массу сложностей при строительстве.
Появившийся крестовый свод с системами колонн и контрфорсов, позволил создавать поистине фантастические сооружения, впечатляющие своей грациозностью. Это стало возможным благодаря перераспределению веса свода здания со стен на колонны и арки. А боковой распор берут на себя контрфорсы. Теперь нет необходимости строить толстые уродливые стены, занимающие половину площади постройки. Их заменили тонкие изящные оболочки с множеством окон.

Также в моду входит украшение костелов и церквей с помощью скульптурной отделки. Применение стремящихся вверх сводов значительно влияло на уменьшение бокового распора, распределяя давление на опорные сооружения. А арки, которые со временем становились все более тонкими и высокими, постоянно напоминали прихожанам о вечном.
Иногда на контрфорс устанавливали маленькие башенки, увенчанные острыми пиками. Особое распространение они приобрели на вершине популярности готики. Характерной чертой этого стиля было сооружение аркбутанов в два слоя, где задачей первого было поддержание крыш, которые со временем становились все тяжелее и тяжелее, а второго – сопротивление разрушающей силе ветра. Ширина нефа, отвечающая за вместительность церкви, определялась будущим пролетом свода. Чем он шире, тем больше неф.
Мне нравится готический стиль, но не современный, а тот, оригинальный. Но это дело вкуса.
Люблю готический стиль в архитектуре. Все эти своды и башни соборов завораживают. Умели же раньше строить архитекторы! До сих пор стоят соборы и радуют глаз. Вот бы проехаться по Европе и посмотреть на них своими глазами.